Официальный сайт
Покчинское сельское поселение
Главная / О поселении / Историческая справка

Историческая справка

          ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОКЧИНСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ.

     Название Покча в переводе с финноугорского языка означает «Рыбья икра». При раскопках в современном селе были обнаружены древние остатки поселений родановской и раннерусской культур. Первое упоминание о Покче в русских летописях прозвучало в 1462-1463 г.г., когда епископ Иона окрестил языческое местное население во главе с Великопермским князем Михаилом в реке Колва.

    В середине 15 века  на Пермь Великую оказывалось большое влияние как от Великого Новгорода, так и  Казанского ханства. Такая политика не нравилась крепнущему Московскому княжеству, во главе которого находился в то время князь Иван 3. В 1472 году Иван 3 отправляет войско во главе двух воевод. Гаврилы Нелидова и Федора Пестрого покорять Пермь Великую. На берегу реки Колвы состоялось сражение московского войска с Великопермской ратью. Сражение пермяками было проиграно. В Покче воеводами  Нелидовым и Пестрым  закладывается деревянная крепость и вся административная власть  над краем переносится из Чердыни в Покчу.  Плененный Великопермский князь Михаил после всех допросов и пыток в Москве, был отпущен Иваном 3 назад в Пермь Великую, в ее новую столицу в качестве наместника Московского княжества.

     С 1472 по 1535 г.г. Покча становится не только официальной столицей Перми Великой, но и основням плацдармом для продвижения русского государства в Сибирь.

     1472-1505 г.г. Покча являлась резиденцией Великопермских князей. В 1505 году сын Михаила Великопермского Матвей был лишен звания Наместника Перми Великой за стремление к независимости. На его место назначен московский боярин князь Ковер Василий Андреевич. Была дана уставная Грамота,  более или менее опреленно  разграничавшая права Московских наместников и отношения к ним пермян, подтвержденная впоследствии царем Иваном Грозным в 1553 г.

     В 1535 году большой пожар уничтожил Покчинский  острожек и резиденция была переведена в соседнюю Чердынь. Так для Покчи  был окончен ее «столичный период». В последствии  Покча  становится погостом, а затем селом.

   При переписи Перми Великой в 1579 г. в Покче было два храма: Благовещения и Св.Георгия Победоносца, 45 дворов пашенных, 14 безпашенных и 5 пустых, 10 мельниц на реке Кемзелка. По переписи 1623 г. население Покчи уже составило 103 двора. Фамилии владельцев мельниц, лавок, кузниц – в основном пермяцкие. Это: Палеховы, Муневы, Бурмантовы, Азямовы, Вештомовы, Чалины.

   В 1884 году очередная перепись показала численность домохозяйств  254 шт. Из них – 84 хозяйства жили на покупном хлебе. Подсобные заработки – баржестроение, извоз, рыболовство, лоцманство и служба в матросах, плотницкие и другие заработки.

Имеется в Покче: 2 –х классное земское училище, женское земское училище, библиотека-читальня, 2 детских приюта и богадельня, торговых лавок- 32 штуки, 1 казенная винная лавка, 2 хлебопекарни, 3 крендельных, иконописная мастерская.

   В 1868 г. открыто Волостное управление, земский фельдшерский пункт, земская станция, почтово-телеграфное отделение, местные купцы развивают торговые обороты и увеличивают свой капитал, участвуют на Всероссийских ярмарках: ирбитской, нижегородской, московской и других.

   В 1875 г. священник Е.В.Попов завершил свой труд «Народные песни, собранные в Чердынском уезде Пермской губернии Василием Поповым»

1904-1905 г.г.- прохождение службы Ярославцевым Иваном Федоровичем на крейсере «Варяг» и участие его в русско - японской  войне.

В 1910- окончена большая реконструкция Благовещенской церкви на средства прихожан.

В 1911 году купец 1 гильдии М. В. Черных за благотворительность был награжден золотой медалью  на Александровской ленте.

В 1913 г. в селе была сооружена часовня в честь иконы Казанской Божией матери, в советское время переделанная в приходскую церковь.

В 1927 году клир этого храма примкнул в «обновленческому» расколу. Во время войны во главе прихода стоял «обновленческий» священник  протоирей Сергей Кашин, скончавшийся в декабре 1946 г. В это время в Москве передали все «обновленческие» приходы в  Московскую Партриархию. А в Покче в часовню на службу заступил другой «обновленческий» клирик- протопросвитер Иван Власов, не знавший о произошедших изменениях: его служба в Покчинской часовне продлилась до 1951г.

  Власти спохватились в июне 1951г. и запретили служение протопросвитеру Ивану Власову на приходе. Часовню закрыли - имущество вывезли. Таким образом часовня Иконы Казанской Божией Матери считается последним «обновленческим» приходом в советском союзе.

В 1918 г. открытие Покчинского сельского совета народных депутатов.

В 1930 году - образовался колхоз «Красный Октябрь»

В 1946 г. выращен рекордный урожай ржи и пшеницы бригадой под руководством Широкшина И.И.

В 1974 г. переезд Покчинского дома культуры в новое типовое здание.

В 1992 г. произошло расформирование колхоза «Красный Октябрь»

Яндекс.Метрика